Международные посредники совершили ряд непродуманных шагов, еще больше осложнивших решение иранской ядерной проблемы, заявил посол Ирана в Париже Али Ахани.
Первой ошибкой "шестерки" международных посредников (пять постоянных членов СБ ООН и Германии), по словам иранского дипломата, стало "введение санкций против иранской банковской системы в надежде на то, что это пошатнет национальную экономику страны и вынудит нас на ответную реакцию".
"Этой мерой они, прежде всего, создали определенные проблемы в обеспечении иранцев жизненно важными медицинскими препаратами. А во-вторых, такая враждебная политика подтолкнула бдительный и упорный народ Ирана, понимающий истинные цели ряда западных стран, на новые достижения и укрепление единства и сплоченности", - отметил А.Ахани в интервью иранским СМИ.
"Еще одним ошибочным и непродуманным шагом "шестерки", противоречащим нормам МАГАТЭ, стало то, что она вынудила Иран повысить уровень обогащения урана для нужд реакторов с 3,5 до 20 проц", - сказал посол. Международные посредники, по его словам, добились этого, "отказавшись поставлять топливо для Тегеранского исследовательского реактора, который нуждается в 20-процентом уране и используется для невоенных целей". "Таким образом, "шестерка" еще больше осложнила процесс поиска решения ядерной проблемы, - подчеркнул дипломат. - Если бы они поставили топливо для Тегеранского исследовательского реактора, Иран продолжал бы обогащать уран до уровня ниже 5% и не был бы вынужден обогащать его до 20%".
По итогам последнего раунда полноформатных переговоров, состоявшихся в июне прошлого года в Москве, международные посредники потребовали от Ирана прекратить обогащение урана до 20%, вывести за рубеж весь обогащенный до 20% уран, а также закрыть центр по обогащению урана в Фордо. Только при выполнении этих условий "шестерка" была готова обсуждать возможность ослабления санкций в отношении Ирана.
Иран в ответ настаивал на признании за ним права на обогащение урана и на предоставлении гарантий снятия односторонних санкций в обмен на встречные шаги в области обогащения урана.
Иран и "шестерка" уже долгое время пытаются согласовать дату и место проведения очередного раунда переговоров. Первое предложение главы дипломатической службы ЕС Кэтрин Эштон, являющейся координатором "шестерки", собраться 28-29 января в Стамбуле не устроило Тегеран, который хотел перенести встречу в Каир.
В конце прошлой недели на конференции по безопасности в Мюнхене глава МИД Ирана Али Акбар Салехи сообщил, что получил от посредников предложение провести переговоры 25 февраля в Казахстане.
Между тем, официальный представитель госдепартамента США Виктория Нуланд сообщила журналистам в понедельник, что "шестерка" еще не получила от Ирана официальный ответ на новые сроки и место переговоров.
Во вторник иранские СМИ сообщили, что переговоры могут состояться 26 февраля в Казахстане.
Говоря о Казахстане как возможном месте проведения встречи, В.Нуланд напомнила, что эта страна в 90-х годах прошлого столетия добровольно отказалась от ядерных военных программ.
"Тем самым он (Казахстан - ИФ) подает мощный пример", - подчеркнула представитель госдепартамента США.