Хаджар Вердиева, доктор исторических наук, Институт по правам человека, Академия Наук Азербайджанской Республики
Христианская культовая архитектура Кавказской Албании (IV в. до н.э. - VIII в. н.э.) и албанских княжеств (IХ-ХIV вв.) - государств, существовавших на территории древнего Азербайджана, один из важнейших истоков, который сформировал азербайджанскую религиозную архитектуру.
Первый этап ее развития - это апостольский период христианства на территории Кавказской Албании. Албанский историк VII века Моисей Каланкатуйский об этом периоде писал следующее: "Там, в Иерусалиме, Елисей рукополагается рукой святого Иакова, брата Господня, бывшего первым патриархом Иерусалима. Елисей получает в себе удел Восток... Святой патриарх прибыл в Гис, (ныне село Киш на севере Азербайджана - прим. переводчика) основал церковь и принес чистую бескровную жертву. Это место является первоначальным истоком церквей наших, истоком первопрестольных городов и началом места просвещения". Так, в 1 веке н.э. была построена первая церковь Кавказской Албании.
После утверждения христианства как официальной религии в Кавказской Албании в 313 г. строительство культовых сооружений приняло широкий масштаб. Начался второй этап развития христианской архитектуры, который охватывает 4-7 века. Христианство стало важным фактором объединения разноплеменного албанского государства. Началось строительство базилик и церквей на местах фундаментов предшествующих культов. Оригинальной, присущей только Кавказской Албании темой религиозной архитектуры стали купольные храмы, которые совершили эволюцию от античного языческого храма до христианской церкви, от круговой восьмиколонной опоры до тетраконха. Простота, примитивность форм культовых сооружений были отличительными чертами этого периода.
Однако несмотря на то, что христианство было принято в Кавказской Албании как государственная религия, оно находилось во взаимодействии с целым рядом религиозных систем и культов. Советский ученый, специалист по истории Кавказской Албании К.Тревер отмечала в связи с этим: "Христианство, насаждаемое начиная с 4 века и воспринятое прежде всего двором и знатью, зороастризм, вводимый Сасанидами, различные секты христианского и зороастрийского толка и наступающий с 7 века воинствующий ислам - все эти религии и культы пустили корни на почве Албании". (К. Тревер. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. 4 в. до н.э. - 7 в. н.э., 1959).
Это религиозное многообразие повлияло на формирование уникального архитектурного стиля храмов Албании. Например, албанские зодчие, создавая христианские храмы, заимствовали конструктивные схемы зороастрийского храма огня, который восходит к народному жилью с 4 опорами и деревянным куполообразным перекрытием над центральным квадратом.
Но это был не только период взаимодействия. Албанскому духовенству приходилось вести непрерывную борьбу с местными языческими сектами, зороастризмом Сасанидской империи, а также с ассимиляторской политикой армянской церкви, которая пыталась подчинить себе албанскую церковь. Эта идеологическая борьба не могла не отразиться на облике культовых сооружений. Аскетизм и простота убранства, которые характерны для религиозной архитектуры других стран региона в раннехристианский период, в Кавказской Албании сохранялись в течение всего периода IV -VIII вв.
В середине VII века г. Кавказская Албания была завоевана арабским Халифатом. В этот период арабского владычества, который продлился до конца IХ века, строительство христианских церквей резко сократилось. После арабского завоевания сохраняется строгий, лаконичный облик албанских церквей.
Лишь начиная с 12 века начинается возрождение христианской архитектуры в Азербайджане. Именно в этот период усиливается кавказско-албанское Хаченское княжество, владетель которого Гасан Джалал (1215-1261) распространил свое влияние на большую часть христианских земель бывшей Кавказской Албании, в том числе провинции Арцах (нынешний Карабах) и Сюник (нынешний Зангезур). Это период экономического, политического и культурного возрождения древнего Карабаха. Период 12-14 вв. оставил наибольшее количество культовых сооружений - монастырей, церквей, базилик, храмов, которые свидетельствуют о высоком уровне христианского зодчества в этом регионе. Строятся новые и перестраиваются старые храмы, формируются новые архитектурные типы, усложняются композиции зданий, разрабатываются новые варианты купольной системы, создается богатый каменный декор. Центрами культового строительства становятся монастырские комплексы Худаванк (1214, нынешний Кельбаджарский район Азербайджана), Гандзасар (1216-1238, Тер-терский район), Хатираванк (1204, Кельбаджарский район) и другие. Многие из них строятся как родовые усыпальницы крупных феодальных родов. Именно здесь сосредотачиваются религиозные архивы и библиотеки албанской литературы, передовые направления архитектурной мысли, применяются наиболее совершенные строительные приемы. Это период ренессанса албанского религиозного зодчества и литературы, который продолжался до 17 века.
Символ этого ренессанса - Гандзасарский монастырь с церковью Иоанна Крестителя, построенный в 1216-1238 гг. Это - главный албанский храм, который на протяжении шести веков, вплоть до 1836 г., был духовным центром независимого албанского княжества, резиденцией последних албанских католикосов. Он выделяется среди других албанских храмов отточенностью форм и богатством декоративного оформления, многоплановой архитектурой, виртуозной резьбой по камню, высоким качеством строительных работ. В архитектурном и конструктивном плане он повторяет формы соборной церкви Худаванского монастыря.
Однако несмотря на повысившийся интерес к декору, облик албанской религиозной архитектуры в этот период остается строгим и лаконичным в отличие от крупных и богатых по декору грузинской и армяно-григорианской церквей. Грузии и Армении. За исключением крупных монастырских храмов - Гандзасарского, Худаванского - остальные церкви и религиозные памятники древнего Азербайджана имеют небольшие размеры, небогатое декоративное оформление, в них отсутствует стремление к украшательству. В албанском зодчестве художественная выразительность достигается более стройными и легкими формами - по сравнению с армянскими, для которых характерны массивные блочные корпуса.
Кроме того, сдержанность была компенсирована в албанской архитектуре большим разнообразием купольных композиций и применяемого строительного материала (известняк и песчаник, булыжники твердых пород, грубо-обработанные камни твердых пород, речной и полевой булыжник, обожженный кирпич), что отличает албанскую архитектуру от армянской (для нее камень туф был единственным строительным материалом) и грузинской (применение обожженного кирпича начинается лишь в 16 веке).
В XII-XIV вв. продолжается взаимодействие между христианскими и мусульманскими архитектурными стилями в Азербайджане. Мотивы декоративного орнамента порталов албанских храмов имеют близкие параллели в мусульманской архитектуре Азербайджана, а в некоторых церквях обнаруживаются явные признаки заимствования из культового зодчества мусульманских областей соседних стран. К их числу относятся богато орнаментированные портальные входы, обработка граней барабанов куполов прямоугольными высокими нишами со стрельчатым арочным верхом, полихромная кладка. Светлый и теплый колорит большинства албанских храмов также сближает их архитектуру с грузинской и отличает от армянских культовых сооружений, для которых характерны темные по колориту, тяжелые, приземленные массивы культовых сооружений.
Эта тесная связь и взаимодействие между дохристианской, христианской и исламской архитектурой является отличительной особенностью религиозного зодчества Азербайджана. Христианская архитектура Кавказской Албании возникла на основе древней и античной строительной техники и архитектурных форм зороастризма и языческих культов. В период зарождения мусульманского религиозного зодчества в Азербайджане она стала основой для формирования архитектуры ранних мечетей. А уже 12-17 вв. зодчество мусульманских областей Азербайджана оказало влияние на композиционные и декоративные стили памятников албанской культовой архитектуры.
В начале 19 в. в результате успешных для Российской империи русско-персидских и русско-турецких войн начинается процесс переселения турецких и персидских армян на территории Карабахского, Эриванского и Нахичеванского ханств российской империи. Переселенные армяне начинают осваиваться на мусульманских территориях, приобщаться к культурному наследию Кавказской Албании, ремонтировать и обновлять албанские памятники, внося в них элементы армянской архитектуры, не характерные для албанского зодчества. На средневековые албанские памятники монтируется армяноязычная эпиграфика, начинается процесс арменизации культурного наследия Кавказской Албании.
Этот процесс получил сильное ускорение после того, как в апреле 1836 г. царское правительство, с целью укрепления позиций армянского населения и армянского духовенства на мусульманских территориях Закавказья приняло решение об упразднении автокефальной Албанской церкви и подчинило ее армяно-григорианской церкви. Начинается процесс ускоренной арменизации памятников Албанской апостольской церкви. А в начале ХХ века армяно-григорианская церковь с разрешения русского Синода уничтожила следы архивов Албанской церкви и библиотеку албанских патриархов в Гандзасаре, в которой содержались ценнейшие исторические документы и оригиналы албанской литературы.
Уничтожение (или сокрытие) архивов дало возможность армянским историкам и археологам отрицать автокефальный характер албанской церкви, албанскую принадлежность христианских храмов, монастырей и церквей, расположенных на территории нынешнего карабахского региона, и утверждать о том, что они являются культурным наследием армянского народа и собственностью армянской церкви.
Особое внимание в этом плане армянские учёные уделяют главному культовому объекту нагорно-карабахского региона - Гандзасарскому монастырю, ошибочно считая его армянским. К сожалению, эти некорректные выводы армянских ученых и политиков повторяет сегодня французская пресса.
Однако полностью скрыть историческую правду нельзя. Армянский ученый-востоковед и археолог Иосиф Орбели в ходе археологической экспедиции в Карабах в 1918-1919 изучил и описал свыше 1000 надписей на церквях и монастырях Карабаха, прежде всего, Гандзасарского монастыря, и по итогам своих исследований опубликовал в 1919 г. в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) книгу “Надписи Гандзасара и Хавоцптука”, в которой описал эпиграфику настенных плит Гандзасарского монастыря. К каким же выводам приходит армянский учёный ?
Во-первых, для него стало очевидно, что большинство предыдущих описаний настенных карабахских монастырей и церквей, сделанные армянскими учеными в 19 веке, являются фальсификацией. «Я с ними расхожусь в чтении, и расхожусь сознательно», «я стремился исправить погрешности старых исследований», откровенно отмечал Орбели в своей книге.
Во-вторых, благодаря правильному описанию главной надписи Гандзасарского монастыря ученый подтвердил тезис о том, что в начале 13 века Албанская апостольская церковь была независимой от армянской, то есть автокефальной. В главной надписи в храме отчетливо переведен титул албанского духовного лидера - «при патриаршестве Нерсеса, католикоса Албан». Как известно, согласно христианской церковной традиции, патриархом является высшее духовное лицо, глава самостоятельной (автокефальной) церкви страны. Понимая это, армянские учёные в течение последних 160 лет при переводе этой фразы намеренно пропускали слово «патриаршество». Иными словами, данный монастырь не имеет никакого отношения к армянской церкви.
В-третьих, Орбели выявил, что в надписях на каменных плитах внешних стен Гандзасара встречается большое количество тюркских слов, тюркских имён правителей данного региона, их жён, духовных лиц, что, по его мнению, говорит о значительной роли тюркской культуры в средневековом албанском наследии, о роли тюркского элемента в истории древнего Карабаха и самого монастыря.
И, наконец, самое главное - описывая эпиграфику настенных плит монастыря, Иосиф Орбели нигде не обнаружил слова «Армения» или «армянский». Переведённые им надписи подтверждают, что земля, на которой стоял Гандзасарский монастырь, и сам монастырь принадлежали независимому албанскому княжеству. В частности, найденная и переведённая им фраза «в святом престоле Гандзасара Албанской страны» (стр. 18, пункт 37) подтверждает исторический факт о том, что данный монастырь был духовным центром древнего Азербайджана, «Албанской страны», а не Армении. Фразы «это могила Саркиса, католикоса албанского народа» (стр. 29, пункт 65) и «католикос Саркис, который из Албании для народа Гасан Джалала» (стр.33, пункт 81) говорят нам о том, что на данной территории проживал албанский народ, которым управляли албанские князья и их духовные лидеры.
Что может быть убедительнее этих выводов в пользу неармянского происхождения Гандзасара, которые сделал авторитетный армянскмий ученый, первый президент (1943-1947) Академии наук Советской Армении?
Важно отметить, что сравнение настенной эпиграфики, которые в 1819-1919 гг. обнаружил и перевёл Орбели, с современными фотографиями стен Гандзасарского монастыря, размещенными в интернете туристами, показывает, что в течение минувшего века, и особенно в период оккупации Карабаха в 1993-2020 гг., до 50% каменных наружных и внутренних плит данного храма с оригинальными надписями были заменены на новые плиты с новыми надписями. Разумеется, эти изменения были сделаны в сторону «арменизации» истории этого храма, уничтожения надписей, свидетельствующих о его не-армянском происхождении, о независимости албанской церкви и государства.
И здесь возникает важный вопрос. А что, если аналогичная замена оригинальных плит и надписей осуществлялась армянскими церковниками и псевдоучеными не только в течение 19-20 вв., но и всего периода 13-19 вв.? Мировая историческая наука уже безвозвратно потеряла ценные религиозные архивы и литературу Кавказской Албании, уничтоженные армянской церковью в середине 19 века. А сколько потеряно бесценных настенных свидетельств истории древнего Азербайджана?
В связи с этим хочу обратиться к французским сторонникам армянской псевдонаучной версии истории Карабаха и защиты т.н. «армянских христианских памятников» в данном регионе. Бороться надо с реальной угрозой, защищая от арменизации древне-азербайджанскую, албанскую христианскую архитектуру, которая является важной частью мировой культуры.
Статья опубликована на сайте французского журнала Musulmans en France