Баку и Тбилиси намерены расширить свои транзитные возможности реализацией совершенно нового транспортного проекта под условным названием «Юг-Запад», в который будет вовлечен Персидский залив и Иран. Созданный Азербайджаном и Грузией формат сотрудничества несет не только дивиденды экономикам двух стран, также определяет будущее развитие региона между Каспийским и Черным морем и будет способствовать мирному урегулированию конфликтов – Карабахского, Абхазского и Южноосетинского. Обо всем этом в интервью агентству «Интерфакс-Азербайджан» рассказал президент Грузии Георгий Маргвелашвили.
Как оцениваете политические отношения между Баку и Тбилиси, как в двустороннем, так и многостороннем формате сотрудничества?
На счет двусторонних отношений, можно сказать, что лучше не бывает. Потому что, я сегодня (прим. - 16.03.2017) говорил и с послом Грузии в Баку Теймуразом Шарашенидзе, и с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым о тех вопросах, которые мы решаем. Фактически, можно сказать, что между нашими странами имеется полное взаимопонимание, уважение и гармония. Мы как две страны региона имеем общее видение на глобальное и региональное развитие. Этот фактор еще больше углубляет наши возможности.
Геополитическое видение нашего региона и тот формат, который создали Грузия и Азербайджан, реально определяют будущее того, как будет развиваться регион между Каспийским и Черным морем. Это и совместные энергетические и транспортные проекты, которые затрагивают не только Грузию и Азербайджан, но реально соединяют глобальные рынки Азии и Европы.
На данном этапе нашего сотрудничества развивается еще одна новая инициатива. Я хочу подчеркнуть, что Ильхам Гейдарович играет огромную роль в этом процессе. Это развитие очень интересного проекта в иранском направлении. В этот глобальный экономический процесс включается Персидский залив. Грузия также заинтересована в развитии этого проекта, потому что развитие транспортного коридора «Север-Юг», также можно рассматривать, как развитие транспортного коридора «Юг-Запад». И в этом аспекте Грузия и Черное море будут играть значимую роль.
Естественно, наши предшественники Гейдар Алиев и Эдуард Шеварднадзе развивали видение, и дружбы между государствами, и будущее региона. Так, и наметились вот эти глобальные связи, глобальные проекты, которые со временем углубились, воплощаясь в реальность.
Если вы помните, тогда же в этот процесс была включена и Турция, которая заинтересовалась этим процессом. Считаю, что формат сотрудничества Азербайджан-Грузия-Турция уже сформировался, как стабильное экономическое и политическое направление.
Вы затронули формат сотрудничества Азербайджан-Грузия-Турция. Когда ожидается саммит президентов Азербайджана, Грузии и Турции?
Саммит должен пройти в Баку (сроки еще не определены - ИФ). Первый был в Тбилиси. Мы очень активно там сотрудничали с Ильхамом Гейдаровичем, президентом Турции Абдуллой Гюлем. Естественно, мы будем работать в этом направлении активно. Я уже упомянул о существующих значимых проектах. Думаю, к саммиту будет завершено строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс и выполнена значительная часть работ в проектах строительства TAP (Транс-Адриатический газопровод) и TANAP (Транс-Анатолийский газопровод). Наши турецкие партнеры тоже активно в этом участвуют.
Господин президент, в 2016 году Грузия и Азербайджан испытывали экономические трудности, что стало продолжением ситуации, которая имело место в 2015 году. Какие меры нужно в 2017 году предпринять для обеспечения дальнейшего экономического развития между двумя странами, и какие меры, необходимо предпринять Азербайджану и Грузии для увеличения объема взаимной торговли и инвестиций?
Азербайджан сегодня наш второй самый большой торговый партнер. Азербайджан инвестор №1 в Грузии. Мы, как я уже говорил, развиваем глобальные экономические проекты. Естественно, те проблемы, которые были созданы в регионе, они повлияли на наши экономики. Но мы постепенно выходим из этого шокового состояния. Конечно, ничего хорошего в том, что мы пережили этот шок, нет. Мы все-таки надеемся, что будет более позитивный рост экономики (Грузии - прим. Ф.И.) в этом году - 3-4%. Да, это не идеально, но все-таки это рост. Мы более или менее смогли стабилизировать нашу валюту, для которой эти негативные процессы были серьезным шоком.
Естественно, для нас будет иметь огромное значение углубление тех проектов, которые существуют. Как я сказал, эти проекты развиваются, помогают экономике, росту доходов бюджета. Я имею ввиду, Баку-Тбилиси-Карс. Кроме того, развивается абсолютно новый проект из Афганистана в Туркменистан в Баку и опять же, в Грузию. Проект «Lapis lazuli» (подразумевает создание транспортного коридора из Афганистана в Европу через Туркменистан, Азербайджан и Грузию), очень и очень интересный проект. Опять же, иранское направление. Все эти глобальные проекты, они укрепляют экономическую стабильность наших стран.
Да, у нас существуют свои конкретные проблемы в экономике. Это занятность, у нас проблема с малым бизнесом. Мы стараемся устранить эти проблемы посредством разных государственных программ. Однако, глобальные проекты, они всегда создают основу развитию экономики. В этом аспекте мы стараемся максимально гармонизировать те транзитные потенциалы, которые существуют в нашей стране, гармонизировать и включать в них все больше стран. И чем больше мы будем активировать наши отношения уже за пределами Грузии и Азербайджана, тем больше это будет содействовать нашему экономическому росту.
Как Вы оцениваете перспективы экономического сотрудничества в трехсторонних региональных форматах: Азербайджан – Грузия – Турция? Возможно ли, установление подобного сотрудничества в формате Азербайджан – Грузия – Иран, а также с другими странами Каспийского и Черноморского региона, в том числе в рамках ГУАМ?
Мы активно работаем в этом направлении. Я часто стараюсь сотрудничать с нашими друзьями в каспийском регионе и в Центральной Азии - нашими друзьями из Кыргызстана, Туркменистана, мы стараемся интенсифицировать наши отношения с Казахстаном. Все эти возможности создают общую картину того, когда ресурсы уже не двух и не трех стран, а более глобального региона концентрируются на черноморское и причерноморское сотрудничество. В этом аспекте мы очень активны, начинаем работать с Китаем, и ведем активную деятельность в этом направлении. У нас свободная торговля с бывшими странами Советского Союза, Турцией, Европой, мы в ближайшем будущем будем иметь свободную торговлю с Китаем. Так что мы в экономическом аспекте открытая страна для инвестиций и торговли.
На сегодняшний день мы активно развиваем инфраструктурные проекты с Китаем и другими странами. Мы планирует открыть новый порт в ближайшем будущем на черноморском побережье. Это будет глубоководный порт. Все эти ресурсы, естественно, создают интенсивный и удобный формат для бизнеса.
Кроме того, помимо инфраструктуры мы сотрудничаем по гармонизации тарифов. И реально уже грузы из Китая могут через Каспийский регион, где активно развиваются и железнодорожные система, и паромные перевозки, затем через Баку-Тбилиси-Карс прямо направляться в Европу. Это намного дешевый, гармонизированный и не политизированный быстрый путь. Естественно, мы также заинтересованы в вовлечении Ирана в этот процесс. Так что регион создает большие возможности.
Азербайджан и Грузия уже длительное время сталкиваются с проблемой нерешенных конфликтов и ситуация в этом направлении с каждым годом только ухудшается. Обусловлены эти проблемы, в том числе, с проведенным в Карабахе т.н. «референдумом по изменениям в конституцию», запланированным на май текущего года «референдум по вопросу о вхождении в состав Российской Федерации Южной Осетии». Как вы думаете, какие меры необходимо предпринять Баку и Тбилиси для того, чтобы направить урегулирование этих конфликтов в положительную плоскость?
Мы с вами уже говорили о проектах и рассматривали их экономическую выгоду для всего региона. Эти проекты подразумевают под собой, в первую очередь, сохранение мира и стабильности в регионе. Они также направлены увеличение количества наших друзей, как в Азии, так и в Европе, которые заинтересованы в мире. Наше видение урегулирования конфликтов в регионе рассматривается через призму мирных переговоров, через осознание того, что нерешенные конфликты не создают позитивного фона ни для одной стороны.
Возьмем, например грузинские конфликты. Это наглядный пример того, что в оккупированных Россией - Абхазии, Южной Осетии, Цхинвальском регионе - никому лучше от конфликтов не стало. Они не принесли благосостояния населению этих регионов. То есть возможности людей проживающих в Абхазии и Южной Осетии, наших граждан, их уровень жизни, их возможности как общества, которые должны развиваться, они просто ухудшились после оккупации. Для Грузии это огромная проблема. Во-первых, наша территориальная целостность и суверенитет не защищены, с другой стороны - там стоят войска Российской Федерации. Это для нас также проблема, по той причине, что наши граждане не имеют возможности интегрироваться в единый государственный процесс. И это проблема для России, потому что оккупация грузинских территорий не принесёт благосостояния России и россиянам.
Обсуждают ли Тбилиси и Баку какие-либо дополнительные совместные действия в этом направлении?
Мы четко говорим, что верим в переговорный процесс и твердо стоим на своих убеждениях. Мы верим в масштабную включенность разных стран в процесс мирного урегулирования этих конфликтов. Мы верим в то, что международное сообщество, которое все видит, понимает, заинтересовано в решении и включено в рациональный процесс, в какой-то момент на основе международного права поможет всем нам решить эти проблематичные вопросы.
Мы сегодня (прим. 16.03.2017г) на форуме (V Бакинский глобальный форум) обсуждали и то, что хотя существует международное право, однако не всегда существуют механизмы воплощения этих решений в жизнь. И было бы хорошо, если право не просто существовало, но и реально применялось в жизни. Вопреки всему, мы смотрим на процесс урегулирования конфликтов, как на процесс, в котором должны превалировать интересы населения, должны превалировать интересы мира и те возможности, которые мы создаем в регионе посредством сотрудничества. В какой-то момент это перевесит всю эту агрессивную обстановку, которая существует в регионе.
Господин Маргвелашвили, Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии, и как мы уже отмечали, вторая планирует «референдум по вопросу о вхождении в состав РФ». Каким Вам, в таком случае видится нормализация отношений с Москвой?
Во-первых, это не референдум. Референдум основывается на свободном волеизъявлении народа. Обычно референдумы проводятся на всей территории страны. На частях стран референдумы не проводятся. Но, оккупированные Цхинвали и Сухуми, это не просто оккупированные части Грузии. Это также части Грузии, где проводилась этническая чистка. Так что та имитация правового процесса, на оккупированных территориях, которая проводится Российской Федерацией - это просто имитация международных отношений или неких правовых процессов.
И если все-таки такой референдум состоится и Южная Осетия присоединится к РФ, каковы будут шаги официального Тбилиси?
Россия в очень странном формате оформила соглашение о сотрудничестве с оккупированными ею же территориями Грузии и через этот так называемый интеграционный процесс проводит некое подобие якобы международных процессов. Это является самообманом и для России, и для оккупированных территорий. Потому что это не будет признано нигде, никогда, никем кто верит в международное право и международные отношения. Эти процессы, к сожалению, инициированы российской стороной. Это видно, потому что Россия там проводит свою активную политику. Это реально оккупированные ею территории. Так что ни мы не признаем этот референдум, ни международное сообщество. Это будет еще один прецедент агрессивной политики России по отношению к своим соседям. Мы просто не понимаем, для чего Россия продолжает вот эту тенденцию конфронтации с Грузией.
По Вашей инициативе в Грузии запущена кампания под условным названием «Конституция для всех». Каковы ее цели и что это даст народу Грузии?
Конституция для всех, в частности, для меня эмоциональный проект. Потому что, я верю, что Конституция это главный связующий документ для всех членов общества в качестве единого общества, единой страны.
В процессе пересмотра Конституции и рассуждениях о Конституции у меня появляется возможность быстро говорить и размышлять вместе с народом. Этот процесс дает очень интересные результаты, потому что грузины активно включены в него. Они высказывают свое понимание, свои взгляды. И естественно, это для меня такой эмоциональный формат общения с народом.
Намерены ли Вы баллотироваться на пост президента в 2018 году?
На счет моего решения на 2018 год, я пока не решил. Как только у меня будет конкретное решение, все об этом узнают.
Господин президент, еще раз благодарю Вас за уделенное время и согласие на интервью.
Беседовал Фардин Исазаде
Фото: Азиз Керимов
Баку и Вашингтон обсудили перспективы военного сотрудничества - Минобороны Азербайджана
ВС Армении вновь обстреляли позиции Азербайджана в районе границы - Минобороны
Варшава хочет углубить сотрудничество с Баку – президент Польши
Казахстану не следует надеяться на дешевый газ в случае его импорта из РФ - министр
Ford отзывает более 140 тыс. машин Lincoln из-за рисков возгорания
Казахстан готов законодательно закрепить право геологоразведочных компаний на дальнейшую добычу
Десятки человек погибли в результате железнодорожной катастрофы на востоке Индии, 350 ранены
Сотрудники Meta будут работать из офиса три дня в неделю с сентября
Премьер Австралии заявил о важности диалога с КНР
Парламент Швейцарии отклонил предложение разрешить реэкспорт вооружения Украине
AccessBank открыл еще один филиал в обновленной концепции
День Защиты Детей был отмечен в Гяндже с поддержкой Yelo Bank
В Баку летом пройдет международная сельскохозяйственная конференция
Нефтегазовая выставка Caspian Oil&Gas пройдет в Баку с 31 мая по 3 июня
Выставка «Российско-Азербайджанский День поля 2022» открывается 3 ноября в Баку